Пасха. История праздника. Иудейская и христианская Пасха. Воскрешение Христа и жертвенный Агнец

Пасха. История праздника. Иудейская и христианская Пасха. Воскрешение Христа и жертвенный Агнец


Итак, что подразумевается под праздником Пасха. Следует отметить, что истинная еврейская самая первая Пасха (на иврите — «Песах» или «Пейсах», т.е. «переход, прохождение мимо») состоялась в ночное время (“ночь бдения”) во время своеобразного Суда Божьего – десятой “казни египетской”, с вечера 14 дня лунного месяца Нисана (март-апрель) до утра 15 дня Нисана, в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия.

Что же праздновали и празднуют по сей день иудеи? Избавление от египетского рабства. Пасха – это Исход. Вспомните Моисея, который вывел израильтян из Египта и десять казней, посланных Богом на народ фараона: (наказание кровью, казнь лягушками, нашествие мошек, наказание пёсьими мухами, мор скота, язвы и нарывы, гром, молнии и огненный град, нашествие саранчи, необычная темнота (тьма египетская) и самая страшная – смерть первенцев).

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота (Исх.12:29). Чтобы спастись от кары Господней израильтянам нужно было заколоть вечером барашка, кровью которого следовало вымазать косяк двери. Собственно это было предзнаменованием того, что Христос своей кровью (Агнец Божий) искупит мир от греха. После этого страшного события народ Израиля отправился в 40-летнее странствие пустыней и поиски земли обетованной.

У христиан праздник Пасхи установлен в память воскресения распятого на кресте Сына Божьего Иисуса Христа. Большинство религиозных течений празднует Пасху в воскресенье после еврейской Пасхи. При этом католики, православные и протестанты отмечают День Искупления в разные календарные дни, правда, иногда они совпадают.

Если с иудейской Пасхой всё понятно, то христиане на протяжении тысячелетий спорят о том, в какой день недели воскрес Христос, как правильно полагается отмечать это событие. Но в целом, можно сказать, что в первые века христианства на территории иудеи распространялась традиция праздновать воскресение Христа по лунному календарю через три дня после иудейской пасхи. Поэтому надо учесть, что библейская Пасха по Лунному календарю может приходиться на любой день недели. На саму Пасху первые христиане отмечали сразу два события – как Исход, так и, со скорбью вспоминали распятие Иисуса Христа. И ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ТРИ ДНЯ праздновалось светлое и радостное событие – воскресение Иисуса. Когда появились христиане-греки, а потом римляне, привычные к Солнечному календарю, они легко поняли, что Иисус воскрес в день, следующий за субботой, но вот никак не могли понять связи между иудейской Пасхой и воскресением Христа, пытаясь вычислить день празднования пасхи по юлианскому календарю. Для фиксации праздничного круга Церковь избрала египетский календарь, реформированный Юлием Цезарем (46 год до н.э.). Лишь к 3-4 веку, законодательно укрепляется традиция праздновать Пасху основываясь на вычислениях сделанных по юлианскому календарю.

Однако 23-го февраля 1582-го года папа Григорий 13-й издал известную миру буллу «Inter gravissimas». Кроме того, он серьёзно занялся календарем (от него и пошёл сегодняшний Григорианский календарь). Григорианский календарь оказался более точным, но довелось «вырезать» 10 дней, сегодня уже 13. Православные не пожелали признать сей календарь, и остались при своём. Только в 1923-м году большинство православных церквей перешли на Новый стиль. Но перешли они не на Григорианский календарь, а на «неоюлианский». Разница в том, что неоюлианский немного точнее, там меньше високосных лет, отчего расхождение с подлинным солнечным временем «накручивается» существенно медленнее. «Заморочка» только в том, что по этому Неоюлианскому календарю ближайшие пять веков все идёт точно так же как по Григорианскому. В итоге – фактического расхождения нет. Однако, наши привыкли утверждать: «Да у нас же не католический, у нас свой календарь, изобретенный сербским математиком специально ради такого дела в начале 20-го столетия!». Почему, скажем, в один и тот же год Пасха у православных 5-го мая, по Старому стилю, а католиков 31-го? Казалось бы, если 31-го марта у католиков Пасха, прибавляем 13 дней, значит, православная Пасха 14-го апреля? Но здесь надо ещё и учитывать три критерия современной христианской Пасхи: сначала равноденствие, потом полнолуние, а далее ещё и Воскресение. Равноденствие у православных не 21-го марта, а прибавляем 13 дней – 3-го апреля. Но после равноденствия следует не лишь прибавить 13 дней, а уточнить следующее полнолуние. После 3-го апреля надлежит найти другое полнолуние, только оно уже в конце месяца. И вследствие этого мы прибавляем не 13 дней, а 30 «с хвостом». Кроме того, по Старому стилю отстает и лунная фаза, поэтому порой, даже после реального полнолуния, пропускается не одна неделя, а две. И в итоге, уже почти лето на дворе, а по Старому стилю всего-навсего встречают Пасху.

Ваш отзыв